История развития вязания спицами в Европе
Вся информация и фото взяты на сайте pikoclub.ru
История
развития вязания спицами в Европе уходит корнями глубоко в раннее
средневековье. Однако среди исследователей нет единого мнения о том, откуда же
вязание спицами пришло в Европу. Одни специалисты считают, что вязание спицами
вначале распространилось в Италии благодаря крестовым походам (1095-1270г.г.).
Лишь позднее оно попало в Испанию и далее в Европу. Другие полагают, что
вязание спицами было превнесено вначале в Испанию арабами, которые завоевали ее
в 711-718 г .г.
и были изгнаны только в 1492
г . А уже затем из Испании распространилось по всей
Европе.
В пользу
последней версии можно привести цитату из онлайн каталога Музея Виктории и
Альберта в Лондоне: «Самые ранние объекты были найдены в Испании, и мы думаем,
что ремесло было введено через исламскую культуру из Северной Африки».
Известно также,
что самые ранние вязаные изделия в Европе были сделаны мусульманскими
вязальщиками для испанских христианских королевских семей. В гробнице аббатства Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Уелгас (SantaMaría
la Real de Las
Huelgas) недалеко от Бургоса, было найдено несколько предметов,
демонстрирующих высокий уровень мастерства вязания мусульман.
Например,
вязаная наволочка из гробницы принца Фернандо де ла Серды (Fernando de la Cerda ), умершего в 1275
году.
Наволочка из
гробницы испанского принца Фернандо де ла Серды, умершего в 1275году.
Наволочка
связана спицами очень тонкой нитью. Удивительно, что плотность вязаного полотна
сравнима с плотностью вязания современного трикотажа (20 петель на дюйм).
В 14 веке
вязание спицами уже занимало важное место в жизни людей Европы. Именно в этот
период появляется три изображения вяжущей Девы Марии, выполненные тремя
известными живописцами: двое из которых итальянцы, Томмадо де Модена
(1325-1379) и Амброджо Лоренцетти (1295-1348), а третий – немецкий мастер
Бертрам из Миндена (1345-1415).
На картине «Святое семейство» художника А. Лоренцетти видно, что Дева Мария занимается вязанием. Однако нет деталировки и практически невозможно понять, что она вяжет и на скольких спицах.
На картине «Святое семейство» художника А. Лоренцетти видно, что Дева Мария занимается вязанием. Однако нет деталировки и практически невозможно понять, что она вяжет и на скольких спицах.
«Святое
семейство» Амброджо Лоренцетти, около 1345 г ., Музей Мирмана, Гаага, Нидерланды.
Хотя детали процесса вязания в руках Мадонны на алтаре Томмадо де Модена мало проработаны, тем не менее видно, что вязание ведется по кругу на 4-х спицах. Судя по размеру отверстия, можно предположить, что это будущая туника для Младенца Христа.
Алтарь, правое
крыло алтаря с вяжущей Мадонной. Томмадо да Модена, 14 век, темпера и золото на
дереве, Национальная картинная галерея, Болонья, Италия
Бертрам изобразил процесс вязания Девы Марии с пониманием и точностью. Мы прекрасно можем увидеть, что Мадонна обвязывает горловину туники по кругу на 4-х длинных спицах.
«Посещение
ангелов». Роспись правого крыла алтаря из Букстехуде. Автор Бертрам из Миндена,
1400-1410 гг.
Работы этих
мастеров убедительно говорят нам, что в 14 веке по крайней мере в Италии и
Германии были знакомы с вязанием спицами по кругу.
В 15 веке в
таких странах как Испания, Италия, Франция, Южная Голландия и Англия были
созданы первые гильдии вязальщиков. А конкретнее, первая гильдия, объединяющая
вязальщиков, была создана в Париже в 1527 году.
Далее вязание
продолжает развиваться и к 16 веку становится хорошо известным практически во
всех странах Европы.
Наиболее
востребованным изделием вязального мастерства в средневековой Европе являлись
чулки. Вязальные мастерские вязали в основном именно чулки. Можно сказать, что
чулки были писком моды в ту эпоху.
Родиной чулок
принято считать Испанию. Во время войн с испанцами в XIII—XIV веках с
искусством вязки чулок познакомилась и Европа. До того времени европейцы
обматывали ноги ноговицами из кожи или ткани. Простолюдины обходились
обмотками. Чулки и носки стоили очень дорого. Так шведский король Эрик (1566 г ) имел 27 пар вязаных
носков из Испании. Каждая пара стоила годового жалования его камердинера.
Чулки носили знать и короли и в
чопорной Англии (Генрих 4, Генрих 8, королева Елизавета), и в законодательнице
мод Франции (Карл 9, Генрих 3). Чулки были необходимым предметом одежды, в 17 и
18 вв. в холодное время мужчины надевали сразу 12 пар чулок.
Чуть позже
приходит мода и на вязаные перчатки, жакеты, штаны. Причем для высших
слоев населения вязали из очень тонких и дорогих шелковых нитей, а для бедняков
– из шерстяных.
В музеях мира
сохранилось очень много артефактов 16-17 веков (чулок, перчаток, жакетов),
связанных из очень тонкой шелковой нити с большой плотностью. Как правило они
украшены узорами из нитей, покрытых золотой или серебряной фольгой. Они
поражают своей сложностью и красотой!
О высоком
уровне вязания в ту эпоху говорят нам епископские или литургические перчатки.
Литургические перчатки надевали епископы и другие прелаты, во время ношения
митры и снимали для освещения хлеба и вина во время мессы. Причем зеленые
перчатки носили в обычные дни, а красные – на рождественские и пасхальные
праздники.
Самые ранние
образцы сохранившихся епископских перчаток датируются 16 веком.
Литургические
перчатки красного цвета. Шелк, серебряные полоски, ручное вязание. Испания,
конец 16 начало 17 в. Музей Виктории и Альберта, Великобритания.
Эта пара
испанских перчаток является одним из лучших образцов епископских перчаток.
Связаны они по кругу чулочной гладью из красного шелка и нитью желтого шелка,
частично завернутой в серебряную фольгу.
Епископские
перчатки зеленого цвета. Шелк, металл. Европа, последняя четверть 17 в.
Метрополитен-музей искусств, Нью-Йорк, США.
Это пример еще
одних литургических перчаток, зеленый цвет которых говорит о том, что они
предназначены для ношения в обычные дни. По краю пальцев прикреплена плетеная
тесьма, которая имитирует линию швов как на кожаных шитых перчатках.
Невозможно
обойти вниманием вязаные женские перчатки той эпохи! Интересно, что их
сохранилось гораздо меньше в музейных собраниях, чем мужских церковных
перчаток. Это объясняют тем, что по канонам того времени, женские перчатки не
могли быть украшены столь богато, как мужские литургические. По этой причине
женские перчатки представляли меньший интерес для коллекционеров.
Пара женских
перчаток. Шелк, вязание, вышивание, бобинные кружева. Европа, 1650-1700гг.
Музей изящных искусств, Бостон.
На этих
перчатках в отличие от литургических все узоры не вывязаны, а вышиты швом
«петля в петлю». Есть участки, сделанные крестиком. Край украшен бобинным
(коклюшным) кружевом.
Пара дамских
перчаток. Шелковые красные, золоченые и серебряные нити. Вязание. Италия,
вторая половина 17 в. Музей мод, Лондон, Великобритания.
В отличие от
предыдущих перчаток, узоры красных итальянских перчаток вывязаны контрастными
золочеными и серебряными нитями, что было характерно для вязаных предметов 17
в.
Одним из самых
ранних предметов вязаной одежды являются вязаные желтые штаны, хранящиеся в
Оружейной палате в Дрездене.
Мужские штаны.
Желтый шелк, двухслойная подкладка из желтой шерстяной ткани и некрашеной кожи
козы; ручное вязание. Саксония, 1552-1555 гг. Оружейная палата, Дрезденское
собрание произведений искусств, Германия.
Эти штаны были
изготовлены в 1552-1555 гг. для курфюрста Августа Саксонского.
Ярким примером
высочайшего уровня мастерства ручного вязания в Европе 16-17 вв. являются
вязаные жакеты. Как правило, выглядели они очень роскошно и стоили дорого.
Однако по мнению специалистов вязаные жакеты того времени являлись неформальным
видом одежды. Носили их как мужчины, так и женщины, но только в домашней
обстановке.
Женский жакет.
Шелк, ручное вязание. Италия, 1630-1650 гг. Галерея текстиля и костюма Патрисии
Харрис. Выставка в музее Онтарио, Канада, 2011 г .
Бурное развитие
вязания в 17 веке объясняется появлением новых технологий в обработке металлов.
В связи с этим стало возможным массовое производство вязальных спиц, что
сделало вязание более доступным и массовым.
Комментариев нет:
Отправить комментарий