Вся информация и фото взяты на сайте pikoclub.ru
История развития вязания крючком является более
молодой по сравнению с историей развития настоящего вязания спицами Также, как и в истории развития настоящего вязания спицами нужно
говорить об истинном вязании крючком,
который как инструмент в современном виде (игла с крючком на конце) появился
только в 19 веке. Кроме того, если самые ранние артефакты настоящего вязания
спицами датируются 12 в. н. э., то для крючка – это всего лишь тот же 19 век!
Однако существует
ряд исследователей, которые предполагают, что вязание крючком имеет несколько более древнюю историю.
Известная
путешественница и эксперт в области вязания крючком Анни Поттер (Anni Potter) считает, что современное искусство вязания крючком было известно еще
в 16 веке. Во Франции оно называлось "crochet lace" (кружева
крючком), а в Англии – "chain lace" (цепочное
кружево).
Некоторые
источники утверждают, что вязание
крючком в Европе было известно еще раньше в 1500 году, как "nan’s work" (монашеская работа) или "nan’s lace" (монашеское
кружево). Считалось, что монашки плели церковный текстиль, что-то вроде кружевных лент.
Однако в случаях с "chain lace", "nan’s work" или "nan’s lace" речь,
скорее всего, идет о так называемом игольном
кружеве ("needle lace"), которое возникло на рубеже
15-16 веков в Венеции, а затем с 17 века распространилось по всей Европе.
Существовало Венецианское
игольное кружево наряду с плетением кружев коклюшками. Венецианские кружевницы наряду с плетением
кружев коклюшками
достигли высочайшего мастерства в сложном игольном кружеве.
Так мастерицы для
плетения кружев любым из способов, приведенных выше, использовали рисунки
прекрасных мастеров, которые печатались в специальных альбомах для вышивок и
кружев. В случае игольного кружева копии этих рисунков, нанесенные на
пергамент, пришивались к холсту. Затем прямо по рисунку шили иглой узор, после
чего нитки между пергаментом и холстом подрезались и узор повисал в воздухе. Он
так и назывался – «стежок в воздухе».
Венеция и ряд
городов Северной Италии являлись монополистами кружевного дела не протяжении
150 лет. Венецианская республика преследовала стеклодувов и кружевниц, которые
пытались продать иностранцам секреты своего производства.
Трудоемкое игольное кружево,
благодаря великим мастерам художникам, усердию и мастерству кружевниц не имело
себе равных в Европе, пока не появился некий Жан-Батист Кольбер
министр финансов при дворе французского короля Людовика 14.
Он тайно вывез 30
кружевниц из Венеции, поселил их в своем имении Алансон
и дал им задание научить француженок своему мастерству.
Проворные
французские мастерицы научились шить кружево иглой всего за полгода. Однако
безупречный вкус, французское чувство меры, тщательность отделки всех элементов
так изменили кружево, что отличить его от итальянского не составляло труда.
Кроме того прошло время одиноких и безымянных кружевниц. Французские кружевницы
стали объединяться в мануфактуры.
Игольное кружево стало
более доступным и демократичным, хотя по-прежнему оставалось достаточно
дорогим. Позже элементы игольного кружева очевидно стали использоваться для
обшивания краев ткани или создания кружевных лент, для которых требовались
более простые схемы. Так, скорее всего, и возникло монашеское кружево
("nan’s lace"), которое
в свою очередь подготовило почву к появлению вязания кружева крючком
(об этом подробнее чуть ниже).
Другая
исследовательница из Дании Лиза
Палудан (Liz Paludan) выдвинула три версии по истории возникновения
вязания крючком, с которыми также интересно познакомиться!
Первая версия. Вязание крючком возникло в Аравии, затем распространилось
на восток до Тибета, и на запад до Испании. Именно через Испанию вязание
крючком распространилось в другие страны средиземноморья, т. к. именно
через нее проходили тогда арабские торговые пути.
Очень похоже на
пути распространения вязания спицами. (примеч. автора)
Вторая версия. Первые сведения о вязании крючком пришли из Южной
Америки. Первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали
украшения, связанные крючком.
Да в Южной Америке
в эпоху Наски (100 г.
до н. э. — 600 г.
н. э.) (см. «Где и когда возникло настоящее вязание спицами») могли создавать
удивительные красочные фигурки птиц, людей, а также всемозможные аксессуары из
ниток. Однако совершенно точно доказано, что выполнены они в технике одноигольного вязания,
а не двумя спицами! Как известно, одноиголное вязание «single-needle
knitting» прекрасно имитирует лицевую и изнаночную
гладь, характерную для настоящего вязания спицами
«true or double-needle knitting».
Подробно об этом смотрите в статье «Где и когда возникло настоящее вязание спицами».
Хочу сразу
уточнить, что не следует путать одноигольное вязание («single-needle knitting», см. статью «Когда и где возникло настоящее вязание спицами»)
с
игольным кружевом («needle lace»). Очевидно, что техника одноигольного вязания
предшествовала настоящему вязанию спицами,
а техника
одноигольного кружева предществовала вязанию кружев крючком,
а затем и просто развитию техники вязания крючком.
Третья версия. В Китае впервые появились связанные крючком объемные
куклы.
В тоже время, сама Лиза Полудан
считает, что нет достаточно убедительных доказательств того, насколько древним является
искусство вязания крючком и откуда оно возникло.
Прояснить ситуацию
мне помогло сообщение энциклопедии Британика о том, что
этот вид вязания (имеется ввиду крючок) появился в 19 веке как род вышивки тамбуром,
но с использованием вместо иглы крючка. Не все исследователи
согласны с гипотезой возникновения вязания крючком из вышивки тамбуром, но
несомненно следующее: ни в этнографических коллекциях, ни среди археологических
артефактов, дошедших до наших дней, нет образцов, связанных крючком
и датируемых ранее 1800 года!!! На основании этого можно
заключить, что вязание крючком в современном виде возникло
несомненно позже, чем спицами, а именно в 19 веке.
На развитие
вязания оказал влияние технический прогресс. Так новые технологии в обработке
металла в
17 веке способствовали бурному развитию вязания спицами,
т. к. стало возможным массовое производство металлических вязальных
спиц, что сделало их более дешевыми а,
следовательно, и доступными.
По мнению Донны Купер толчком для развития вязания крючком
послужила начавшаяся в 19 веке индустриализация, в
частности появление хлопкоочистительных машин и механических прялок.
Это привело к тому, что хлопковая нить в Европе и Северной Америке
стала дешевле и доступней. Это было немаловажно именно для вязания крючком,
т. к. больше всего для крючка подходит именно хлопчатобумажная нить.
Кроме того, специфика вязания полотна крючком такова, что на его изготовление
требуется больше ниток, чем для вязания спицами. Этот факт также говорит в
пользу того , что для развития вязания крючком немаловажным является качество и
дешевизна хлопковой нити.
В мемуарах
ирландской путешественницы Элизабет
Грант The Memoirs of a Highland Lady by Elizabeth Grant in the
19th century содержится одно из ранних упоминаний о вязании крючком,
которое называется «пастушье
вязание».
В голландском
журнале Pénélopé в
1824 году впервые были
опубликованы узоры для вязания
крючком.
В журнале Godey’s Lady’s Book
в1846 и в 1847 годах также можем встретить описания вязания крючком.
А вот в публикации
в A Winter’s Gift в 1847 году содержатся очень подробные инструкции
и описания вязания крючком! Другие же виды рукоделия столь подробно не
объясняются. Это является еще одним доказательством того, что вязание крючком в 19 веке являлось новинкой!
В 1848 году была
принята унификация схем.
Первые вязальные
крючки были примитивными гнутыми иглами в пробковых ручках для бедных
вязальщиц. Дамы высшего света пользовались крючками стальными, серебряными, из
слоновой кости, которые одновременно являлись аксессуарами, способными привлечь
внимание к их хозяйке.
Огромную роль в
бурном развитии вязания крючком в 19 веке в Европе сыграла некая Мадемуазель Риего де ла Бранкардьери (Mlle.Riego de la Branchardiere),
которая была дочерью франко-испанского дворянина и ирландки. Она придумала,как
можно заменить устаревшую и трудоемкую технику изготовления Венецианского и
Брюссельского кружева с помощью коклюшек или иглы,
на технику вязания с помощью крючка. Это был огромный
революционный прорыв в технике вязания крючком вообще, и в
технике изготовления
кружев, в частности! Во-первых, вязание кружев с помощью крючка
оказалось намного быстрее. Если на изготовление модели игольного кружева
уходило, скажем около 200 часов, то подобную модель крючком
можно было связать всего лишь за сутки! Во-вторых, сама
техника вязания крючком была проще, легко воспроизводима и более доступна. В
результате в 1846 году вышла ее первая книга, в которой
она подробно описала технику вязания кружев с помощью крючка!
Официально
признано, что первыми переняли и развили технику вязания кружева крючком,
ирландцы,
за что эта техника и была названа Ирландским кружевом. Причем
это произошло в наиболее трудные для Ирландии годы. Известно, что как раз в
этот период с 1845 по1851 в стране разразился «картофельный голод»,
в результате которого погибло около миллиона человек, а 30% населения
эмигрировало в США.
Суть
данного кружева
заключается в том, что вяжутся характерные элементы: цветы,
листья, насекомые, объемные ягоды и т.п., которые затем соединяют в фрагменты
или мотивы,
из которых, в свою очередь, и создают уже готовые изделия. Таким
образом Ирландское
кружево оказалось очень удобным для массового производства,
в основе которого, как известно лежит разделение труда.
Характерные для Ирландского кружева элементы
вязания.
Ирландцы этим ремеслом занимались целыми семьями. Вязали
мужчины, женщины, старики и дети, причем каждый специализировался на определенном
элементе. В каждой семье были свои секреты, которые ревностно охранялись.
Готовые мотивы доставлялись в ближайшие города в специальные кружевные центры,
где опытные и художественно одаренные мастера собирали из них готовые вещи –
манжеты, воротники, шляпки, платья, пальто, зонтики и т. д. Ирландское
кружево
пользовалось большой популярностью и охотно покупалось в Париже, Дублине,
Лондоне, Риме, Сан-Франциско и Нью-Йорке!
На ажурной
шапочке, выполненной в технике Ирландского кружева (фото 7),
видны типичные для этой техники элементы: объемный виноград, листики и цветы.
Мода на Ирландское
кружево продержалась в Европе и Америке вплоть до 1 Мировой войны, по
завершению которой в США был налажен массовый выпуск журналов по вязанию, в т.ч. и крючком.
Начиная с 30-х
годов, при вязании крючком стали использовать шерстяную нить, что дало новый
виток в развитии этого вида рукоделия. Крючком начали вязать не только и не
столько кружева, а кофточки, платья, юбки, головные уборы и т.д. В этом
смысле крючок стал конкурировать со спицами. Но это уже другая история!
Однако сейчас
интерес к Ирландскому
кружеву возродился. Мало того, техника Ирландского
кружева
продолжает развиваться, совершенствоваться в настоящее время и является
неиссякаемым источником для новых дизайнерских работ современных кутюрье.
В заключение можно
сделать следующее обобщение.
История развития вязания крючком
в Европе до 20 века происходит
из вышивки тамбурным швом,тесно связана с возникновением именно в 19 в. крючка,
как инструмента этой техники. А своему бурному и мощному развитию техника вязания крючком
обязана именно развитию Ирландского кружева крючком,
которое, в свою очередь, возникло, благодаря озарению, стараниям и усилиям мадемуазель Риего де ла Бранкардьери!
Комментариев нет:
Отправить комментарий